ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы и должность

Гончарова Ольга Николаевна

МБОУ СОШ №9 г.Азов, ул.Московская , 141

Учитель начальных классов

26 лет

учитель

 

 

 

 

II. БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Актуальность темы, востребованность опыта её практического раскрытия

В свете концепции модернизации остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем становятся носителями ведущих идей общественного процесса. Образовательные учреждения предоставляют учащимся  возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Работа с одаренными детьми актуальна для государства, и поэтому миссия государства заключается в поддержке одаренных детей.

1 июня 2012 года вышел указ Президента РФ № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».      Глава 4 этого документа (Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи) определяет меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи. Это:

- обеспечение нормативно-правового закрепления особых образовательных запросов одаренных детей;

- поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми;

- создание национального ресурсного центра для работы с одаренными детьми в целях обеспечения диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей;

- создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми;

- обеспечение информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи.

В Российской Федерации создана нормативно-правовая база работы с одаренными детьми, которая включает:

1. Федеральный закон «Об образовании», который предусматривает

- единство образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственность основных образовательных программ;

- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования;

- возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей учащихся;

- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Концепция модернизации образования.

Концепция модернизации образования содержит идею доступности, качества и приоритетности образования.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что важной задачей системы образования является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи.      

    Несмотря на активную позицию государства в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости, в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми – является одной из важнейших задач.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт.

ФГОС утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ.

ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества образования в школах России.  Открывается перспектива для достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной школы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства.

ФГОС  являются совершенно новым документом для образования.  Новизна заключается  в концепции, методике, в системе требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ.          Внедрение и реализация  данного документа подразумевает иные  подходы к образовательному процессу.  Требуются и новые подходы к  созданию образовательного пространства, другой методики преподавания.  Поэтому очень важно, чтобы учитель  владел  современными компетенциями в своей деятельности. Сохранение и развитие одарённости детей- это важнейшая проблема нашего общества, и  перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени, делают ставку  на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, на его духовно-нравственное воспитание. ФГОС предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие переход с объяснительного метода обучения на деятельностный. Изменится и  оценка результатов обучения, так как  оцениваться будут не  только предметные  знания, умения и навыки, но и, прежде всего, метапредметные и личностные результаты учащегося.

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Данный документ утвержден Приказом Президента РФ от 4 февраля 2010 года.

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является особенно важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

 

2. Концепция инновационного опыта: ведущая идея, цель, задачи  в контексте стратегий модернизации образования

Цель работы: создание условий для выявления, сопровождения и поддержки интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей.

Задачи:

- Изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления одарённых детей;

- провести диагностику и создать банк данных одарённых детей;

- обеспечить возможность участия одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах  как внутри школы, так и за её пределами .

 

3. Механизмы реализации концепции

- Межпредметная деятельность.

- Исследовательская деятельность.

 

Участие в конференциях: школьной, городской, федеральной,

механизм решения социокультурных проблем.

Интегрированные уроки,

работа по индивидуальному маршруту,

уроки моделирования.

Механизм формирования нового содержания образования,

освоение проектной технологии,

работа детей в творческих мастерских,

проведение спартакиад,  конкурсов на разных уровнях.

- Надпредметная деятельность.

Работа над проектами:

«моя семья»

«мое будущее»

« мое дело»

«моя школа»

«мой урок» и другие.

- Механизм решения социокультурных проблем.

создание творческих детских объединений,

согласованность,сотрудничество, самодеятельность,

презентация детских объединений,

работа по индивидуальному маршруту.

Компьютерная обработка информации, выпуск школьных газет, методических пособий,создание детьми видеофильмов

Практическая деятельность по реализации проектов,

Участие в акциях «Милосердие»

 

 

4. Базовые характеристики инновационного опыта:

 

- новизна

Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей с высокоинтеллектуальным развитием

 

- эффективность

Наличие участников, призёров  мероприятий:

- участники олимпиад

Муниципальная олимпиада для младших школьников:

городской уровень

2013год-Глушкова Кристина – 3 место в городской олимпиаде по русскому языку.  (3 класс)

2014год-Глушкова Кристина–1 место в городской олимпиаде по русскому языку

(4 класс)

2015 год-олимпиада  по окружающему миру(3 класс) Бабенко София -3место

Призеры конкурсов, фестивалей, выставок, сетевых проектов и  других мероприятий по предмету.

Дистанционные олимпиады:

«Русский медвежонок»

Таранова Елена – 2 место во всероссийской олимпиаде (2013 г)

Кузнецов Григорий – 1 место во всероссийской олимпиаде (2013 г)

«Кенгуру»

Кривоносов Дмитрий 1место школьный уровень 4класс -2010год

Глушкова Кристина, 4 класс 2 место школьный уровень.

«Золотое руно»

Ирхина Мелисса, Таранова  Алёна – 1место в конкурсе , 3класс (2012г.), региональный уровень

Ирхина Мелисса– 1место в конкурсе, 4 класс(2013г.), региональный уровень,

Долгополов Ростислав- 1место в конкурсе , 3класс (2015г.), региональный уровень

 

«Человек и природа»

Таранова Елена– 1 место в  конкурсе «Человек и природа» 4 класс школьный уровень.

Творческие конкурсыв ДДТ:

Конкурсная прграмма «Растим патриотов России» 1 место муниципальный уровень.

Спортивно-шуточная программа «Осенняя катавасия»

Областной краеведческий  литературно- творческий конкурс «Край донской навек любимый» в номинации «ЭКО Дон» 2место Малолетова Алина 4класс(2015г)

Городской литературный конкурс «Летнее учение с увлечением» Малолетова Алина 4класс(2015)

Конкурс детского творчества «Кем я стану, когда вырасту»Мильвит Эвелина 1место –региональный(2012г)

Спортивные соревнования:

спортивные соревнования

спортивная акробатика

Ирхина Мелисса, 3 место второй юношеский разряд , муниципальный уровень (2012г)

Мильвит Эвелина 1 место в женских парных упражнениях 2 взрослого разряда-первенство г.Азова по спорт.акробатике (2015г)

Фёдорова Яна 1место в женских парных упражнений по спорт.акроб. по прогр. 2юн.разр. (2012г.)

Таранова  Елена- серебряный призёр в первенстве города

по шахматам (2014г)

Григоренко Артур-2место в региональном турнире по кикбоксингу (2015г.) 2место в разделе "семи бокс" регион.турнир, 1место в открытом турнире (2015г.), 3место в регион.турнире в разделе"семи контакт"(2015г.)

Долгополов Ростислав – игрок команды «Динамо»-2место в турнире по мини футболу (2014г.), 1место по футболу «Золотая осень» (2013г.)

Котельников Артём 1место в городском турнире по футболу (2014г.),1место по футболу «Золотая осень» (2013г.)

Васильченко Демид 1место в первенстве Азова по парусному спорту (2013г.)

 

- ответ на ключевые вопросы модернизации образования

- целостность

Обучение одаренных школьников в условиях введения ФГОС, подразумевает  формирование  метапредметных умений,  универсальных учебных действий.  Согласно ФГОС развиваются ценностно - смысловые установки на образование, социальные компетентности, личностные качества.  Используется новая система оценки достижений планируемых результатов у одаренных детей.

 

 

 

- перспективы совершенствования

Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного характера, глубоких, постоянно обновляемых знаний в области детской психологии, предусматривает тесное сотрудничество с психологами, педагогами, администрацией и с родителями одаренных детей. Работа с одарёнными детьми требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

 

5. Систематизация главных компонентов инновационного педагогического опыта в рамках:

 

- публикации

«Посвящение в первоклассники»

программа на сайте infoUrok

«Особенности обучения детей в начальной школе» www.pedm.ru

- наставничества

 

- диссертационного исследования

 

- иного