Работа с родителями


МБОУ СОШ №9 г.Азов,

учитель начальных классов, первой категории  Гончарова Ольга Николаевна

Самообобщение опыта работы с родителями.

 

 

Проработав в школе 26 лет, я до сих пор не могу идти на встречу с родителями, не подготовившись. Заранее обдумываю тему собрания, план предстоящей беседы. Обязательным атрибутом каждого собрания является оформление выставки детских работ, фотомонтаж прошедших мероприятий.

        Классный руководитель должен наладить контакт с родителями. Если родители рады встрече с учителем и искренне делятся с ним самым сокровенным, можно считать, что такой контакт найден. Учитель станет другом, советчиком, помощником семьи.

      Родительские собрания провожу один раз в месяц по определенной тематике. Думаю, что каждый учитель планирует тематику собраний исходя из состава класса, уровня обученности и воспитанности учащихся. Использую разные формы проведения собраний.

      Конечно, главное назначение родительского собрания – обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания, узнать новое о детях.

    Родительское собрание – одна из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой.

     На классном  родительском собрании решается ряд задач, направленных на:

ØОрганизацию коллектива родителей;

ØПсихолого-педагогическое просвещение родителей;

ØВовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

ØУчастие родителей в совместной с детьми деятельности;

ØОказание помощи родителям в воспитании детей.

Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания. Основополагающим должно быть вовлечение всех родителей в совместную деятельность по воспитанию счастливой личности из ребенка. Это не всегда легко.

      По содержанию родительские собрания могут быть:

¨     Организационные – это собрания с традиционной повесткой дня, на которых составляются и утверждаются планы работы, сообщаются результаты успеваемости учащихся, избирается родительский комитет;

¨     Тематические – это собрания, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся класса.

¨     Итоговые – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время.

Каким бы по содержанию не было родительское собрание, оно требует тщательной подготовки.

  

I. Подготовка собрания.

1. Выбрать тему собрания.

2. Определить основные задачи собрания.

3. Уточнить регламент и продумать ход собрания.

4. Изучить научно – методическую литературу по рассматриваемой проблеме.

5. Определить, каких специалистов можно пригласить.

6. Разослать родителям приглашения.

7. Продумать выставочный и информационный материал.

8. Подготовить сценарий собрания.

9. Разработать проект решения собрания, рекомендации и памятки родителям.

        

         Для того чтобы собрание было эффективным, вызвало отклик у родителей, важно использовать разнообразные формы взаимодействия семьи и школы. Это:

·        Родительские конференции;

·        Мастер – классы (мастерские семейного опыта)

·        Круглые столы для родителей;

·        Собрания – практикумы;

·        Вечера вопросов и ответов;

·        Собрания – диспуты;

·        Устные журналы для родителей;

·        Консультации – индивидуальные, групповые, тематические;

·        Совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, походы, соревнования);

·        Собрания – лекции;

·        Психологические тренинги;

·        Творческие собрания, когда дети показывают родителям свои достижения и умения;

·        Собрания – праздники.

II. Правила общения с родителями.

1.     Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

2.     Показать, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети.

3.     Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только  советовать.

4.     Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе. (о неудачах говорить наедине)

5.     Всегда можно найти, за что родителям сказать «спасибо».

6.     Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, внимательно, доброжелательно, стараясь быть  тактичным и требовательным.

7.     Стараться помнить: ребенок – главная цель общения.

 

III. Этапы родительского собрания.

         1.     Этап. Организация родительского собрания.

2.     Этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

3.     Этап. Осмысление итогов родительского собрания.

 

 IV. Правила подготовки

 классного родительского собрания.

1.     Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

2.     Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

3.     План проведения собрания должен быть известен.

4.     Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

5.     Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

6.     Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Советы психологов:

ØПеред началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение;

ØОтведите на проведение собрания не более 1,5 часов;

ØСамый приятный звук человека – его имя, положите перед собой список с именами и отчествами родителей;

ØПеред началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;

ØНе забудьте «Золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;

ØПредупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;

ØПоблагодарите всех, кто нашел время прийти;

ØДайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;

ØВ личной   беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;

ØДоведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»;

ØРодитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

ØОсуждать присутствующих родителей за неявку предыдущего собрания;

ØСравнивать успехи отдельных учащихся;

ØДавать негативную оценку всему классу;

ØПереоценивать значение отдельных предметов.


Скачать
Воспитываем вместе.pdf
Adobe Acrobat документ 208.8 KB